Staff-Hub

Блог

5 советов успешного прохождения
удаленного технического собеседования
5 советов успешного прохождения удаленного технического собеседования
Техническое ИТ собеседование - это популярный на данный момент способ знакомства и определения уровня квалификации ИТ специалистов. Все чаще формат сотрудничества сводится к прямому взаимодействию клиентов со специалистами, а значит надо определять каков уровень знания предметной области, каков технический опыт и, что сейчас так же немаловажно, уровень так называемых Soft Skills - комплекса неспециализированных, важных для работы надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и не связаны с конкретной предметной областью.

Задачей проходящего техническое собеседование специалиста является демонстрация своего уровня текущих технических знаний, способности и готовности познавать новые области, умению и навыкам эффективной коммуникации, для удаленного формата этот навык становится весьма ценным.

Как и в любом деле, умение успешно проходить такого рода собеседование улучшается с опытом, оно не всегда в полной мере раскрывает потенциал специалиста, поэтому сегодня мы отметим некоторые из рекомендаций и особенностей.

Просто знать эти моменты будет недостаточно, но к ним можно готовиться и тренировать, как и любой навык.
1. Анти-скромность
Ваши знания - ваш актив.

Первый момент, на который мы хотели бы обратить внимание - "излишняя скромность". Очень часто в диалоге специалисты добавляют к своим комментариям упрощающие обороты в отношении какой-либо области знаний, например "я работал с этим вопросом всего недельку", "мы только месяцок работали с данной технологией", "я читал об этом вопросе, но только для себя без коммерческого применения".

Дело в том, что временной интервал не показывает реального уровня квалификации, иногда специалисты работавшие активно с какой-то технологией неделю, узнают о ней больше чем тот кто работает годами над однотипными задачами. А те кто с любопытством самостоятельно вгрызались в новую технологию знаю больше тех, кто использовал в ограниченном объеме на коммерческом проекте. Соотношение уровня знаний со временем или личной любознательностью очень субъективно, и, чаще всего, не в пользу кандидата.

мы рекомендуем упоминать такие детали только при прямом вопросе, хотя он будет непрофессионален, потому что любой тимлид высокого уровня понимает, что длительность - не всегда демонстрация уровня владения инструментом.

Что же делать? Говорите по факту отвечая на вопрос, решали такую-то задачу - говорите об этом, знаете или читали - говорите то, что вы знаете без лишней скромности, не добавляйте, что "только читали", если далее последует детализирующий вопрос, на который вы действительно не знаете ответа, который уже требует глубины знаний, тогда другое дело, но о подобных вопросах мы поговорим позже.

Все что вы знаете, о чем читали, чем интересовались сами - это все ваш багаж знаний, демонстрируйте его полностью, не пытаясь как-то принизить. Да, многие хотят сделать это уйдя от ответственности, чтобы потом, в случае чего, сказать "я ведь говорил. что только одним глазком", или наоборот героически показать, что гуру в данном вопросе, и получить в ответ одобрение "ого-го, оказывается что ты умеешь, у мы думали нет".

Возможности в действительности показать свой уровень навыка может и не представится, если переборщить со скромностью.
2. Умение найти или предложить решение
Все знать невозможно.

Второй момент. Вопросы технического собеседования зачастую затрагивают очень узкую задачу или проблематику и в опыте кандидата не всегда может быть именно такой опыт, это нормально. Каждый проект в силу своей специфики имеет свой набор тонкостей, и на их решении специалисты набирают экспертизы именно в этом направлении. Длительность профессионального стажа для клиента служит субъективным критерием того, что на протяжении карьеры специалист должен был столкнуться с достаточным числом трудностей, что бы уже не разбираться в следующий раз, а уже знать более корректные решения.

Однако все проекты разные и даже опытные специалисты могли не встретить именно той самой проблемы, поэтому в ответ на такой вопрос часто просто отвечают "нет, с таким не работал" и при этом могут терять уверенность в дальнейшем диалоге.

Повторим, это нормально, невозможно знать все на свете проблемы всех проектов, и впадать "в тильт" нет никаких причин, надо продолжать так же уверенно вести диалог собеседования, а отрицательный ответ на подобный вопрос можно смягчить.

К примеру, вы не знаете прямой ответ на вопрос, но понимаете из какой области, понимаете в какой ситуации это может возникнуть, вы всегда можете сказать. что именно такую проблему вы не решали, но например встречали другую, похожую, и там вы сделали таким-то образом.

Или например вот не помните какую-то особенность функции, а вы сейчас не перед компьютером с рабочей средой разработки. Вы всегда можете сказать, что либо IDE вам бы сразу подсказал, что не так, или вы знаете какой-то источник, в котором можно мгновенно уточнить нюансы, или сослаться на другой источник знаний, ресурс в интернете где вы находите решение своих проблем или например кто-то из ваших коллег сталкивался именно с такой проблематикой и вы можете быстро узнать в чем дело.

Помните, ответ "нет" - это как точка в разговоре, после которой может идти минус в графу, так можно всегда ответить и это самый простой способ, но его можно постараться смягчить, дав больше информации о себе и своем опыте, это также может послужить поводом для отдельного диалога и уже отрицательный ответ может быть смягчен до "плюс/минус", а может даже и плюс, если фактически ваш опыт окажется более интересным.
3. Показать готовность к развитию
Наличие интереса к отрасли поднимает уровень доверия.

Третий момент. Современные технологии - это очень динамичная система, новые версии, новые возможности, фреймворки, бест практис. Невозможно выучить только основы и рассчитывать на длительный успех. Это и хорошо. но и имеет нюансы. К примеру, сейчас уже не так часто смотрят на то, какой ВУЗ закончил специалист, хотя всегда хорошо если профильный, значит можно рассчитывать на хорошие базовые навыки, но гораздо больше ценится и в тренде не только технической отрасли концепция Long-Life education (LLL), непрерывное обучение на протяжении всей жизни.

Зачастую спрашивается на собеседовании какими источниками пользуется кандидат, чтобы быть в курсе событий и саморазвиваться. Это могут быть какие-то темы на хабре, какие-то формы, блоги лидеров отрасли.

Важно показать вашу готовность осваивать новые технологии, кейсы и практики.

К примеру из реальных собеседований… у фронтенд разработчика спрашивали какие инструменты стейт менеджмента он использовал, в качестве ответа он сообщил, что они обходились без этого инструмента.

Это не самый лучший вариант, если не быть знакомым с новыми инструментами технологии можно так и продолжать обходиться без них, но это не эффективно, надо интересоваться, узнавать, понимать принципы и область применения, и более удачным ответом было бы не отрицание, а например такой, что "хоть на действующих проектах подобный инструментарий не использовался, в некоторых из них он был бы крайне уместен и удобен", и может даже объяснить почему. причины, по которым не использовались могут быть объективные или субъективные, надо быть всегда аккуратным в критике избранных инструментов ваших проектов, но показать вашу готовность к новым - крайне положительное качество.
4. Поддержание диалога
Не молчим,отсутствие визуального контакта усложняет коммуникацию.

Четвертый момент. Значительная часть собеседований сейчас происходит удаленно, и удаленная же работа предполагается, а значит это конференц связь, которая не всегда сопровождается визуальным контактом, что создает определенные особенности в диалоге. При визуальном контакте значительный объем информации передается невербальным образом. Видно, когда человек задумался, когда растерян, чувствуется уверенность или наоборот.

При отсутствии визуального контакта передача всех недостающих невербальных сигналов приходится по-возможности компенсировать вербальным образом. Для этого есть несколько рекомендаций.

Стараться не допускать больших пауз в диалоге, даже если задан сложный вопрос. допускать 5-10 минутную паузу в диалоге крайне не рекомендуется. При визуальном контакте - это нормально, собеседник видит, что кандидат думает над решением видит возможно ход мыслей, если это очное собеседование, но при исключительно голосовом общении за 5-10 минут полной тишины у собеседника возникает 1000 и 1 вопрос "почему так долго?", "а что он делает?", "а вдруг он там гуглит?", " а вдруг ему подсказывают?" и так далее.

Старайтесь комментировать рассуждения, поддерживать диалог и делать что-то "не то" сложно, поэтому ваш диалог будет как минимум демонстрировать ход ваших мыслей, это будет внушать больше доверия, и будет хорошим поводом для выстраивания диалога, используйте этот момент как возможность дать больше информации о вашей экспертизе, иногда даже можно получить подсказку или напутствие. Каждый вопрос или тестовая задача - это повод для диалога.

В процессе удаленной работы в команде вам не раз еще придется сталкиваться со сложными задачами, тимлид будет чувствовать каким будет процесс взаимодействия в будущем. Если вы грамотно поддерживаете диалог и ваше решение трудной задачи не будет неожиданным сюрпризом, то даже сам факт некорректного ответа будет не так важен.
5. Завершение диалога
Используйте каждый момент, что бы стать лучше.

Пятый момент. Завершение диалога не менее важный момент чем сам диалог. Чаще всего у кандидата есть возможность задать встречные вопросы и надо использовать этот момент по-максимуму. Почти всегда кандидаты спрашивают детали проекта, иногда это уместно, иногда это преждевременно, например, если не решены вопросы NDA и прочие нюансы. Мы же рекомендуем использовать этот момент, для того, что бы узнать новое и поднять свою экспертизу.

Например, в процессе диалога были вопросы, на которые возможно вы не дали правильного ответа или в которых сомневаетесь. Можно уточнить и получить правильные ответы, это ваша возможность узнать что-то новое - таких шансов нельзя упускать.

Если позволяет ситуация и у вас сложился диалог, то можно попробовать уточнить, как часто приходится работать с теми технологиями, в вопросах которых вы не смогли правильно ответить или чувствовали себя неловко. Нередки ситуации, когда данные вопросы оказыались в списке, как говорится, в "числе прочих", или это была одна ситуация за долгие годы существования проекта, тем самым значимость некорректного ответа на данный вопрос можно попробовать снизить.
Заключение
Перечислены далеко не все тонкости и нюансы собеседований, и не все эти рекомендации вы сможете применить на-лету и сразу, навык прохождения собеседований, как и любой навык, надо отрабатывать, но можете иметь эти нюансы в виду.

И нельзя недооценивать важность софт скилз при удаленной работе и собеседованиии.

Подбор команды
Оставьте вашу заявку, опишите проект используемый стек технологий,
укажите контакты и мы уверены, что найдем что вам предложить
Кратко о проекте и плановом старте работ
Нажимая на кнопку отправления заявки подтверждаете, что согласны на обработку ваших данных.
Наши контакты
Задайте нам любой вопрос
+7(495) 00 64-5-63
inbox@staff-hub.ru