5 советов для подготовки к техническому собеседованию

5 советов для подготовки к техническому собеседованию

Техническое ИТ-собеседование - популярный на данный момент способ знакомства и определения уровня квалификации специалистов. Всё чаще формат сотрудничества сводится к прямому взаимодействию клиентов со специалистами. А значит, надо определять: каков уровень знания предметной области, каков технический опыт и, что сейчас также немаловажно, - уровень так называемых Soft Skills - комплекса неспециализированных, важных для работы над профессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и не связаны с конкретной предметной областью.

Задача специалиста, проходящего техническое собеседование, - демонстрация своего уровня технических знаний, способности и готовности познавать новые области, навыков эффективной коммуникации (для удаленного формата этот навык становится особенно ценным).

Как и в любом деле, навык успешно проходить такого рода собеседование совершенствуется со временем и опытом. Но оно не всегда в полной мере раскрывает потенциал специалиста. Поэтому сегодня мы дадим основные из списка рекомендаций и особенностей подготовки к техсобеседованию. Просто знать эти моменты будет недостаточно, но к ним можно готовиться и тренировать свою готовность к ним, как и любой навык.

 

Совет 1. Долой анти-скромность!

Ваши знания - ваш актив.

Первый момент, на который мы хотели бы обратить внимание, - «излишняя скромность». Очень часто в диалоге специалисты добавляют к своим комментариям упрощающие обороты в отношении какой-либо области знаний, например: «Я работал с этим вопросом всего недельку», «Мы только месяцок работали с данной технологией», «Я читал об этом вопросе, но только для себя, без коммерческого применения».

 

Дело в том, что временной интервал не показывает реального уровня квалификации. Иногда специалисты, работавшие активно с какой-то технологией всего неделю, узнают о ней больше, чем тот, кто работает годами над однотипными задачами. А те, кто с любопытством самостоятельно вгрызались в новую технологию знают больше тех, кто использовал её в ограниченном объёме на коммерческом проекте. Соотношение уровня знаний со временем или личной любознательностью очень субъективно, и чаще всего не в пользу кандидата.

Мы рекомендуем упоминать такие детали только при прямом вопросе, хотя он будет не профессионален, потому что любой тимлид высокого уровня понимает, что длительность - не всегда демонстрация уровня владения инструментом.

Что же делать? Говорите по факту, отвечая на вопрос: решали такую-то задачу - говорите об этом, знаете или читали - говорите, что знаете без лишней скромности, не добавляйте, что «только читали». Если далее последует детализирующий вопрос, на который вы действительно требующий глубины знаний, тогда другое дело. Но о подобных вопросах мы поговорим позже.

Все, что вы знаете, о чем читали, чем интересовались сами - это все ваш багаж знаний. Демонстрируйте его полностью, не пытаясь как-то принизить или преувеличить. Распространённые ошибки: преуменьшать свой уровень компетенций, сознательно избегая ответственности, чтобы потом, в случае чего, сказать «я ведь говорил, что только одним глазком». Либо наоборот, героически демонстрировать, что гуру в данном вопросе, чтобы получить в ответ одобрение «ого-го, оказывается что ты умеешь, а мы думали нет».

Возможности в действительности показать свой уровень навыка может и не представится, если переборщить.

 

Совет 2. Предлагай решения.

Всё знать невозможно.

Вопросы технического собеседования зачастую затрагивают очень узкую задачу или проблематику, когда в карьере кандидата не всегда может оказаться релевантный опыт, и это нормально. Каждый проект в силу своей специфики имеет свой набор тонкостей, и в процессе их решения специалисты набирают экспертизы именно в этом направлении. Длительность профессионального стажа для клиента служит субъективным критерием того, что на протяжении карьеры специалист должен был столкнуться с достаточным числом трудностей, чтобы уже не разбираться в следующий раз, а знать корректные решения.

Однако, все проекты разные, и даже опытные специалисты могли не встретить в своей практике именно той самой проблемы, которая озвучена на собеседовании. Поэтому в ответ на такой вопрос кандидаты часто просто отвечают «нет, с таким не работал» и при этом начинают терять уверенность в дальнейшем диалоге.

Но впадать «в тильт» нет никаких причин - надо продолжать также уверенно вести диалог собеседования, а отрицательный ответ на подобный вопрос можно смягчить.

 


К примеру, вы не знаете прямой ответ на вопрос, но понимаете из какой он области. Понимая, в какой ситуации это может возникнуть, вы всегда можете сказать, что именно такую проблему вы не решали, но например, встречали другую, похожую, и там вы реализовали определённые решения.

Или например, вы не помните какую-то особенность функции, а сейчас не перед компьютером с рабочей средой разработки. Вы всегда можете сказать, что либо IDE вам бы сразу подсказал, что не так, или вы знаете какой-то источник, в котором можно мгновенно уточнить нюансы. Вполне нормально будет сослаться на другой источник знаний, ресурс в интернете, где вы находите решения своих проблем или ответы на вопросы. Нормально апеллировать к консультациям опытных коллег, работающих в этом направлении более плотно.

Помните, ответ «нет» - это как точка в разговоре, после которой может идти минус в графу. Так можно всегда ответить, и это самый простой способ, но его можно постараться смягчить, дав больше информации о себе и своем опыте.

Развитие темы может послужить поводом для отдельного диалога, когда отрицательный ответ может быть смягчен до уровня «плюс/минус». А возможно, и дать вам дополнительный плюс, если фактически ваш опыт окажется более интересным.

 

Совет 3. Покажи готовность к развитию.

Наличие интереса к отрасли поднимает уровень доверия.   

Современные технологии - это очень динамичная система, новые версии, новые возможности, фреймворки, бест практис. Невозможно выучить только основы и рассчитывать на длительный успех. Это хорошо, но имеет нюансы. К примеру, сейчас уже не так часто смотрят на то, какой вуз закончил специалист, хотя всегда приветствуется профильный: значит, можно рассчитывать на хорошие базовые навыки. Но гораздо больше ценится и находится в тренде не только технической отрасли концепция Long-Life education (LLL) - непрерывное обучение на протяжении всей жизни.

Зачастую на собеседовании спрашивается, какими источниками пользуется кандидат, чтобы быть в курсе событий и развиваться. Это могут быть публикации на Habr, VC, блоги лидеров отрасли. Важно показать вашу готовность осваивать новые технологии, кейсы и практики.

Пример из реальных собеседований: у фронтенд-разработчика спрашивали, какие инструменты стейт-менеджмента он использовал? В качестве ответа он сообщил, что они обходились без этого инструмента.

Это не самый лучший вариант для кандидата: если не знакомиться с новыми инструментами технологии, можно так и продолжать обходиться без них, но это не эффективно. Надо интересоваться, узнавать, понимать их принципы и область применения. Более удачным ответом могло быть не отрицание, а следующий вариант ответа: «хотя на действующих проектах подобный инструментарий не использовался, в некоторых из них он был бы крайне уместен и удобен». Возможно, даже есть смысл объяснить почему.

 

А вот причины, по которым не использовались новые решения, могут быть объективные или субъективные. В ходе собеседования нужно быть всегда аккуратным в критике избранных инструментов ваших проектов, но одновременно показать вашу готовность к новым - крайне положительное качество.

 

Совет 4. Поддерживай диалог.

Не молчим - отсутствие визуального контакта и без того усложняет коммуникацию.

Значительная часть собеседований сейчас происходит удаленно, и удаленная же работа предполагается. А значит, это конференц-связь, которая не всегда сопровождается визуальным контактом, добавляя определенные особенности в диалоге.

При визуальном контакте значительный объем информации передаётся невербальным образом. Видно, когда человек задумался, когда растерян, чувствуется его уверенность или наоборот.

При отсутствии визуального контакта передача всех недостающих невербальных сигналов приходится по возможности компенсировать вербальным образом. Для этого есть несколько рекомендаций.

1. Не допускать больших пауз в диалоге: даже если задан сложный вопрос, допускать 5-10 минутную паузу в диалоге крайне не рекомендуется. При визуальном контакте это нормально - собеседник видит, что кандидат думает над решением видит возможно ход мыслей, если это очное собеседование. Но при исключительно голосовом общении за 5-10 минут полной тишины у собеседника возникает 1000 и 1 вопрос «Почему так долго?», «А что он делает?», «А вдруг он там гуглит?», «Ему подсказывают?» и так далее.

2. Комментировать рассуждения, поддерживать диалог и делать что-то «не то» сложно, поэтому ваш диалог будет как минимум демонстрировать ход ваших мыслей, это будет внушать больше доверия,. Что станет хорошим поводом для выстраивания диалога. Используйте этот момент как возможность дать больше информации о вашей экспертизе, иногда даже можно получить подсказку или напутствие. Каждый вопрос или тестовая задача - это повод для диалога.

В процессе удаленной работы в команде вам не раз еще придется сталкиваться со сложными задачами, тимлид будет чувствовать, каким будет процесс взаимодействия в будущем. Если вы грамотно поддерживаете диалог и ваше решение трудной задачи не будет неожиданным сюрпризом, то даже сам факт некорректного ответа будет не так важен.

Совет 5. Ставь правильную точку.

Используйте каждый момент, что бы стать лучше.

Завершение диалога не менее важный момент, чем сам диалог. Чаще всего у кандидата есть возможность задать встречные вопросы и надо использовать этот момент по максимуму.

Почти всегда кандидаты спрашивают детали проекта - иногда это уместно, иногда преждевременно (например, если не решены вопросы NDA и прочие нюансы). Мы же рекомендуем использовать этот момент, для того, что бы узнать новое и поднять свою экспертизу.

Например, в процессе диалога были вопросы, на которые вы не дали правильного ответа или в которых сомневаетесь. Можно уточнить и получить правильные ответы, это ваша возможность узнать что-то новое - таких шансов нельзя упускать.


Если позволяет ситуация, и у вас сложился диалог, то можно попробовать уточнить, как часто приходится работать с теми технологиями, в вопросах которых вы не смогли правильно ответить или чувствовали себя неуверенно. Нередки ситуации, когда данные вопросы оказывались в списке, как говорится, в «числе прочих», или это была одна ситуация за долгие годы существования проекта - тем самым значимость некорректного ответа на данный вопрос можно попробовать снизить.

 

 

РЕЗЮМЕ:

Мы перечислили далеко не все тонкости и нюансы собеседований. И не все эти рекомендации вы сможете применить везде и сразу. Навык прохождения собеседований, как и любой навык, надо отрабатывать. И нельзя недооценивать важность софт-скиллз при удаленной работе и собеседовании.