Аутстаффинг - не для аутсайдеров

Форматы сотрудничества в области информационных технологий (IT) могут быть разными. Сегодня они выходят далеко за пределы понятий найма и аутсорсинга. Все опытные игроки рынка давно понимают, что использование разных инструментов привлечения квалифицированных специалистов – это то не хорошо, ни плохо, это – осознанная необходимость на определенном этапе развития бизнеса действовать максимально эффективно. Поэтому понимание главных принципов и различий у разных инструментов и подходов к управлению бизнес-процессами в IT становится сегодня одним из определяющих принципов успеха.

 

Staff-Hub вот уже несколько лет активно развивает на российском рынке высоких технологий такой популярный во всем мире сервис, как аутстаффинг. На специфике которого мы бы и хотели остановиться чуть подробнее: для кого актуальна эта услуга, кто и в каких ситуациях использует аутстаффинг разработчиков?

 

Так из чего и откуда родился российский аутстаффинг? Сегодня на право генетической экспертизы и отцовства в этом процессе претендуют не один специалист из разных регионов. Но законодателями мод, как и основными потребителями IТ-услуг, у нас остаются Москва и Московские гранды. Это не случайно, ведь 90% всех бюджетов страны сосредоточены в столице. Именно здесь работают и большая часть наших партнеров и клиентов, на которых нацелены наши услуги. Кто они?

 

1. Крупные интеграторы IT-решений. Данные участники рынка по своей конструкции бизнеса представляют собой уже целый IТ-мир, со всеми сложностями и многообразными связями внутри своей же группы компаний. И в каком-то смысле они уже более подготовлены в данному формату, так как внутренняя организационная структура и бизнес-процессы работают в формате аутстаффа между собой в силу проектных особенностей. У таких игроков рынка всегда были внешние поставщики, и даже когда не было тренда на аутстаффинг, они могли им пользоваться в формате Т&М (time&material). И сегодня они активно стали потреблять новый формат аутстаффа.

 

2. Агентства полного цикла. Это также высоко квалифицированные потребители ИТ-услуги, компании с огромным опытом и качественным менеджментов, имеющие полный цикл разработки ПО на своем борту, свой пул поставщиков и партнеров, которые могут усиливаться частично по ресурсам под крупные проекты, имея весь аналитический и управленческий аппарат в своем распоряжении, а рабочие руки из вне. Если раньше они обращались к аутстаффингу опционально, то сейчас почти обязательно. Понимание принципов, ответственности и нюансов аутстаффинга в данных компаниях на высоком уровне, часто они и сами оказывают такие услуги.

3. Продуктовые команды. Это компании, разрабатывающие собственные сервисы или продукты. Чаще всего план развития продукта подстраивается под внутренние возможности самой команды, однако, не исключены ситуации, в которых под проект, сезон или в связи с изменениями на рынке продукта требуются резкие скачки и внеплановые изменения. Построение процесса разработки в подобных компаниях - это отдельная история. В разрезе аутстаффинга такие команды могут быть потребителями услуги, но зачастую практики работы с внешними специалистами им недостает в силу слабого опыта работы в данном формате.

 

4. К потенциальным потребителям аутстаффинговых услуг можно отнести и целый ряд различных компаний, у которых есть собственный ИТ-проект: это и ритейл с его e-commerce отделом, различные сервисы и компании, которые позаботились о собственном продукте, оптимизирующем любой бизнес. Как показало время, очень многие российские команды разработки за последние годы прошли путь от сервиса или услуги до полноценной IT-компании, ведь цифровизация не стоит на месте.

 

Если же рассматривать сервис с точки зрения потребителей услуги аутстафинга, эффективность работы с ними будет зависеть от готовности и опыта технических руководителей и тимлидов. Конечно, с последними событиями пандемии и активного перехода на удаленный формат работы команд, многие из них получили большой опыт дистанционного управления процессами. Работать на удаленке пришлось научиться почти всем, но все еще остаются шероховатости. И здесь надо быть аккуратнее, учитывая готовность таких клиентов. У них все еще остаются попытки в аутстаффинге найти место ответственности сторон, принадлежащим услуге аутсорсинга, и этот момент может оказаться дискуссионным.

 

5. Предприниматели, малый бизнес, стартапы. Это один из самых сложных контрагентов для оказания услуг аутстаффинга. Потому что чаще всего на стороне контрагента выступает недостаточно квалифицированный заказчик. В стремлении к оптимизации затрат такие игроки рынка пытаются использовать данный инструмент, но процессы внутри ввиду той же оптимизации могут не содержать полного цикла раработки ПО. Зачастую идет совмещение ролей и технологий, фулл-стеки, программисты-тестировщики, тестировщики-аналитики, - все эти гибритные потребности в самом широком смысле имеют свое представление в подобных командах, и даже желание максимально помочь в развитии новому сервису или стартапу, услуга, оказанная подобным клиентам, оказывается «медвежьей». А провалившийся стартап, не получивший очередной транш инвестирования, и пытающийся максимально оптимизировать затраты, по факту стремится просто переложить ответственность за подобный результат на всех вокруг. От того это очень ненадежный потребитель такой услуги как аутстаффинг, успех которой, по сути, держится на очень субъективных факторах.

 

Подводя итог, удобство инструмента взаимодействия аутстаффинга напрямую зависит от готовности нести ответственность за результат, решения и процессы. Если на стороне клиента есть специалист/тимлид/технический руководитель, готовый к подобной ответственности, результат будет прекрасный, если нет - весьма вероятно, плачевный. И мы не случайно акцентировали внимание именно на столичных компаниях, потому что масштабы и задачи тих чаще всего идут от рационального решения создания федеральных проектов, когда люди ищут любые дополнительные возможности для поиска ресурсов, реализующих проект. Региональные проекты имеют зачастую меньшую решительность и более консервативны в выборе инструментов.